Неисправности поршневых компрессоров
03.02.2023

Неисправности поршневых компрессоров

Поршневые компрессоры - долговечное оборудование, которое рассчитано на постоянное использование. Но порой и в надежных приборах может случиться сбой. Чтобы не гадать о причинах поломки, вовремя отремонтировать устройство или отдать компрессор на обслуживание, владельцу стоит знать основные неисправности поршневых компрессоров. Подробнее на возможных вариантах поломок остановимся в этой статье.

Конструкция и использование поршневых компрессоров

Перед тем, как мы перейдем к разбору возможных неисправностей компрессора поршневого, стоит рассмотреть устройство и основные технические особенности прибора.

Поршневой воздушный компрессор -устройство для выработки сжатого воздуха. Воздух используется для поддержания работы с инструментом и оборудованием. Их используют на производстве, при ремонте автомобилей и техники, в медицине.

В основе принципа работы таких моделей заложена работа группы “цилиндр - поршни”. В приборе может быть один или несколько чугунных цилиндров, в которых движется поршень. При одном движении происходит сжатие поступающего воздуха, при втором - его подача в ресивер или магистраль в зависимости от конструкции.

Устройство может иметь коаксиальный (прямой) или ременной привод, также в нем есть воздушные фильтры. Дополнительно может быть клапан для слива конденсата, манометры, несколько выходов для подключения инструмента.

По особенностям функционирования компрессоры могут быть масляными или безмасляными. Безмасляные компрессоры часто меньше и дешевле по стоимости. Они рассчитаны на небольшие нагрузки, и приобретаются для частного использования в гараже или мастерской. Поскольку поршневая группа работает без постоянной смазки, ее износостойкость повышается за счет колец, снижающих трение.

Во время работы масляного агрегата происходит смазывание рабочих механизмов поршневого узла за счет впрыска специального компрессорного масла. Такие приборы более стойки к истиранию комплектующих, их можно купить на серийное производство или на любое предприятие, где требуется длительная работа оборудования.

Технические характеристики поршневых компрессоров

Технические особенности важны при выборе компрессора, они определяют эффективность использования прибора. Рассмотрим их подробнее:

  • Мощность. Первая определяющая характеристика для такого рода оборудования, от которой зависит стойкость к нагрузкам и длительность работы. Мощность компрессора подбирается, исходя из частоты и целей применения. Самые мощные покупают для производства или крупного автосервисного предприятия, они могут потреблять до 11 кВт.  Для такого компрессора нужна трехфазная сеть питания.

Для нечастого использования подойдет компрессор на 1,5 - 2 кВт.

  • Производительность. Напрямую зависит от мощности и показывает количество сжатого воздуха в литрах, которое производит компрессор за одну минуту. При подборе устройства по производительности учитывают протяженность магистрали, по которой воздух будет поступать к инструменту и потребление самого инструмента.

    Обычно выход сжатого воздуха и его движение по магистрали сопровождается потерями некоторого его количества, поэтому лучше выбрать прибор с запасом по производительности.

  • Объем и расположение ресивера. Ресивер предназначен для накопления сжатого воздуха и сглаживания его пульсации при выходе из поршневой системы.

    Компрессор работает по повторно-кратковременному принципу. Это значит, что после рабочего цикла прибору необходим “отдых” для остывания значимых частей. Чем мощнее компрессор, тем более долгое время составляет его рабочий цикл. За время простоя инструмент продолжает использовать накопленный в ресивере воздух.

    Самые распространенные компрессоры имеют горизонтально расположенный ресивер. Такие модели устойчивы, на ресивере располагается двигатель и поршневая группа. Вертикальные ресиверы более редки, но их использование удобно в узком пространстве. На рабочие характеристики расположение ресивера не влияет.

    neispravnosti-porshnevykh-kompressorov-04.jpg

    Компрессор с вертикальным ресивером

  • Рабочее давление. Это давление необходимое для полноценного функционирования подключаемых к компрессору приборов. В компрессорах оно составляет 8 или 10 бар. Здесь также стоит учитывать потери на магистрали, если подобрать компрессор “впритык” по рабочему давлению, то инструменту его может не хватить.
  • Тип привода. Компрессоры с прямым приводом более компактны и бюджетны, их используют для периодических работ. Ременной привод имеет более громоздкие габариты, им оснащаются более мощные масляные компрессоры. При работе такая передача издает меньше шума, а изношенный ремень легко заменить.
  • Мобильность. Многие модели компрессоров можно транспортировать. Для этого они имеют пару колес и ручку на корпусе. Однако есть и тяжелые промышленные модели, которые не предполагают частую транспортировку, на них вместо колес с четырех сторон устанавливаются упоры.
  • К менее значимым характеристикам для компрессоров относят тип соединения и уровень шума.

    Типы неисправностей поршневых компрессоров

    Проблемы поршневых компрессоров могут быть связаны с множеством причин. Для удобства классификации их объединили в 3 группы: эксплуатационные (несоблюдение режима работы), механические и электрические. Далее расскажем отдельно о каждой группе.

    Несоблюдение режима работы компрессора

    • Сильный нагрев компрессора. Мы упоминали о циклическом принципе работы воздушного поршневого компрессора. Проблемы могут быть вызваны пренебрежительным отношением пользователя к рекомендованным инструкцией нормативам использования. В среднем для компрессора цикл работы-отдыха составляет до 10 минут, в более мощных моделях это время может доходить до 15 минут. При этом 40 процентов времени прибор должен “отдыхать”.

      Из-за длительного использования, не предусмотренного правилами, компрессор перегревается, что ведет к быстрому износу двигателя и поршневой группы.

    • Загрязнение рабочих узлов. Поломки компрессора воздушного поршневого могут быть вызваны несвоевременным обслуживанием главных рабочих групп или нарушениями правил хранения. Несмотря на фильтрацию, некоторое количество частиц из воздуха попадает в компрессор. При длительном накоплении возникает засорение, которое приводит к перегреву и нарушению работоспособности. Особенно опасны частицы краски и химикатов. Чтобы избежать неблагоприятного исхода, неработающий компрессор при возможности лучше хранить в другом помещении
    • Поломки вентилятора, защитного кожуха. Приводят к запылению и недостаточному охлаждению комплектующих.
    • Накопление большого количества конденсата в ресивере.
    • Поломка реле давления, манометров и регуляторов для настройки нужных рабочих параметров.
    • Неквалифицированный ремонт важных составляющих. Это также может стать причиной неисправности поршневого компрессора. Чтобы ликвидировать некоторые неполадки, поршневой компрессор приходится разбирать. Особенно при самостоятельном ремонте следует быть внимательным, чтобы случайно не повредить соседние узлы устройства.

    Механические неисправности поршневых компрессоров

    Основные неисправности при работе поршневого компрессора также бывают вызваны и механическими причинами. Самые распространенные из них:

    • Поломка всасывающего фильтра (его неправильный подбор и установка). При этой неисправности поршневой компрессор не сможет длительно работать без перегрева. Частицы строительных и химических жидкостей будут оседать внутри устройства. Это приводит к засорению клапанов, залеганию колец, поломке группы “цилиндр-поршень”, быстрому приходу в негодность масла.
    • Засорение всасывающего фильтра. Часто является причиной такой неисправности воздушного поршневого компрессора, как засорение узлов. Поступление воздуха в прибор ухудшается, что вызывает снижение производительности и распространение пыли и мусорных частиц по всем рабочим группам.
    • Неправильный режим смазывания или неправильно подобранное масло. Для компрессоров необходимо использовать только компрессорное масло, его зольностьгораздо ниже, чем у масла для автомобилей и садовой техники. Также, чтобы избежать этой причины поломки воздушных поршневых компрессоров, нужно своевременно осуществлять замену масла.

    Не стоит придавать этому малое значение, поскольку износ группы “цилиндр-поршень” от некачественного масла может быть такой, что придется полностью менять весь узел. Среди самых распространенных неполадок: потеря гладкости внутренней поверхности цилиндров, износ подшипников и колец.

    neispravnosti-porshnevykh-kompressorov-05.jpg

    Масло компрессорное

    Неисправности электрической части компрессора

    Устранение неисправностей компрессора поршневого порой следует начинать с проверки электрической составляющей. К такого рода поломкам относят механические повреждения двигателя и электропроводки: поломка креплений сердечника статора и ослабление его опрессовки, разрушение составляющих подшипников, сепаратора, деформация вала ротора, выплавление баббита в подшипниках скольжения.

    Основные неисправности компрессора поршневого, связанные с электропитанием: замыкание в обмотках статора или обрыв проводников повреждение изоляции, попадание влаги.

    Ремонт поршневого компрессора

    Некоторые неисправности поршневого воздушного компрессора можно устранить самостоятельно. Это проблемы в работе, связанные с необходимостью замены масла, заменой ремня или его установкой в правильное положение, проверкой цепи питания, очисткой или заменой прокладки в клапане. Для более углубленного поиска причин неисправности поршневого компрессора и способов их устранения владельцу без специальных навыков желательно отдать компрессор в сервисный центр.

    В заключение представим таблицу с возможными неисправностями поршневых компрессоров и способами их устранения.

    Неполадка Причина Диагностика и ремонт
    Не запускается двигатель Поломка фаз провода или предохранителя
    • Проверить целостность провода и предохранителя;
    • У однофазных проверить пусковые конденсаторы.
    Выход из строя автоматики Возможно в ресивере уже есть необходимое давление и нужно дождаться его снижения.
    Плохо натянуты ремни привода Привести ремни в нормальное положение
    Износ обратного клапана Замена обратного клапана
    Недостаток масла Долить масло до необходимого уровня
    Снижение выработки сжатого воздуха Утечки на магистрали Замена уплотнительных прокладок
    Загрязнение фильтров Очистка или замена изношенных фильтров
    Засорение клапанных пластин Очистка клапанных пластин и замена изношенных
    Износ поршневого кольца Замена поршневого кольца
    Шумы и стук в цилиндре, а также вибрация Ослабление натяжения шатунных болтов Подтягивание болтов
    Износ подшипников коленвала Проверка подшипников
    Деформация цилиндра или поршня Замена деформированных деталей
    Истирание шатунных втулок Проверка и замена втулок при возможности
    Повреждение внутренней поверхности цилиндра Проверка цилиндра и замена при возможности
    Инородный предмет в цилиндре Удаление мусора из цилиндра
    Нагрев компрессорной головки Сильно затянуты шатунные болты Проверить натяжение шатунных болтов, ослабить, если они затянуты сильно
    Загрязнение
    • Произвести чистку;
    • Заменить масло.
    Малый зазор поршневых колец Отрегулировать зазор или заменить кольца